Тест компонентных акустических систем Kingz Audio TSR-65COMP и отдельных твитеров Kingz Audio TSR-HSQ
С возможностью апгрейда
И снова в лаборатории бренд Kingz Audio. На этот раз – весьма недорогая, но интересная компонентная акустика, заметно отличающаяся от большинства доступных моделей. И ещё твитеры, название которых содержит недвусмысленное SQ (по ходу дела будет понятно, почему они оказались в одном тесте с более доступной акустикой). Как всегда, постараюсь выяснить, что ожидать от этих моделей, кому они понравятся больше всего, и как их «готовить», чтобы они показали свои способности. Букв много, но если неохота читать всё, как всегда, можно переходить к выводам.
Kingz Audio TSR-65COMP: первое знакомство, изучение конструкции
Для начала компонентная акустика. Её цена на момент теста составляет 5500 рублей.
Главное отличие от «коллег» – довольно жёсткие диффузоры из непрессованной целлюлозы. Такой материал больше свойственен сильнонагруженным длинноходным динамикам и сабвуферам, в обычных же динамиках встречается нечасто.
Центральный колпачок тоже целлюлозный, но уже прессованный и с шероховатым покрытием. Верхние подвесы, в отличие от многих моделей в этой цене, не полиуретан, а резина.
С обратной стороны всё выглядит чуть привычнее.
Корзины штампованные, что в этой ценовой категории выглядит логичным и рациональным. Моторы собраны на 100-миллиметровых ферритовых кольцах.
Подводящие прошиты через центрирующую шайбу. Вообще, такое ощущение, что конструкция делалась с неким запасом прочности – минимум мест, где что-то может порваться, оторваться или переломиться.
Звуковая катушка не гигантская – диаметром 1 дюйм. А больше в данном случае и не нужно. Высота намотки, судя по описанию, 12,4 мм. При высоте верхней шайбы магнитопровода 6 мм (и высоте магнитного зазора, соответственно) линейный ход получается по 3,2 мм в каждую сторону. Такие пропорции обещают неплохой контроль на басе. Потом посмотрим, как оно будет в деле.
Твитеры внешне вполне обычные. Диаметр тканевых куполов – 25 мм, перед куполами – апертурные шайбы (под плотными сетками, правда, их не очень хорошо видно) для улучшения внеосевых характеристик. Проще говоря, чтобы лучше звучали, когда установлены под углом к слушателю.
Как всегда, в комплекте куча монтажной мелочёвки для врезного монтажа и установки на поверхность. В своих обоймах могут слегка поворачиваться (конструкция «рыбий глаз»).
Кроссоверы выполнены раздельно: отдельные фильтры – для мидбасовых динамиков и отдельные – для твитеров.
И в том, и в другом случае имеем фильтры первого порядка.
Подключение простое, ошибиться в разъёмах сложно.
И да, чуть не забыл, в комплекте идут защитные сетки. Не слишком нужны при установке в штатные места, но и без них иногда тоже никак.
Ну и после внешнего изучения сразу давайте посмотрим, как эта акустика работает.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Диффузоры тяжелее, чем в среднем для этого калибра. Подвесы мягкие. Два этих фактора дали низкую резонансную частоту – ниже 50 Гц. Можно было бы предположить, что подвижная система будет легко разбалтываться под действием собственной инерции. Но моторы сильные, так что этого не происходит. Да и у звуковой катушки геометрия намотки такова, что в зазоре постоянно находится её половина – это тоже способствует достойному контролю.
- Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14,2 л
- Qms (механическая добротность) – 8,18
- Qes (электрическая добротность) – 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 дБ
Добротность с таким мотором получилась чуть ниже привычных значений. В итоге динамик хорошо забирается вниз по частоте, хотя характер баса сдержанный, без чрезмерной массивности и лишнего «жира».
На средних частотах всё ровно вплоть до 1 кГц – на этой частоте есть какой-то резонанс в подвижной системе. Скорей всего, где-то в подвесах. Впрочем, на АЧХ обошлось без откровенных «эверестов» и «марианских впадин» – не идеально, но и особого криминала тоже нет.
Искажения «средние по больнице», но при снижении частоты они не растут. Как и предполагалось, моторы хорошо контролируют движение диффузоров. То есть, с сабвуфером акустику можно спокойно сращивать хоть на 50 Гц. Но лучше чуть выше, тогда резонанс динамика начнёт уходить за пределы рабочего диапазона, что хорошо скажется на разборчивости баса.
Твитеры без особых чудес, но если учесть ценовую категорию акустики, то придраться не к чему. Собственная АЧХ хоть с небольшой неравномерностью, но предсказуемая и не особо проблемная.
Лёгкие колебания АЧХ и акустической фазы особой погоды не делают, купола удачные. Нормальные такие бюджетные твитеры.
Искажения от 3 кГц и выше невысоки. Ниже 3 кГц начинается их рост, причём резкий. Так что при поканальном включении акустики ФВЧ я бы настраивал не ниже 4-5 кГц (12 дБ/октава).
Фильтры первого порядка вполне подходят этим динамикам: АЧХ мидбасового чуть выравнивается, АЧХ твитера приобретает нужный наклон, и акустически они стыкуются где-то в районе 3-4 кГц.
С компонентной акустикой пока разобрались, теперь перехожу ко второй части теста – твитеры TSR-HSQ. Как всегда, сначала бегло изучу конструкцию, а потом будем смотреть их возможности.
Твитеры Kingz Audio TSR-HSQ: изучение конструкции
Эти твитеры продаются отдельно и явно нацелены на системы более высокого уровня. Цена за пару – 5500 рублей.
Выполнены в солидных алюминиевых корпусах, для крепления предусмотрены кольца, накручивающиеся прямо на корпус. Качество высокое, в руках держать приятно.
Защитные сетки – на магнитном креплении, при необходимости их можно снять. Куполы – лёгкие шёлковые, в полимерном связующем. Немного утоплены в тело твитера, получаются как бы короткие рупоры. Потом посмотрим, как это отразилось на характеристиках.
Интересная особенность – твитеры имеют открытое акустическое оформление. С тыльной стороны имеется отверстие, закрытое пористой вставкой – это акустическая нагрузка в канале, соединяющем подкупольное пространство с внешней средой.
Фильтры идут в комплекте, причём здесь использован второй порядок. Это не лучше и не хуже, чем, к примеру, первый, тут главное, чтобы он подходил к данным твитерам. Но это покажут измерения.
Анализ работы твитеров Kingz Audio TSR-HSQ
То, что TSR-HSQ выше классом, очевидно не только по их внешнему виду. Собственная АЧХ намного ровнее – тут свои роли играют и материал куполов, и внутренняя геометрия, и, опять же, мотор.
Фазовая характеристика вообще без переломов, так что можно ожидать весьма интересный и натуральный по своей подаче характер ВЧ. Пока это предположение, хотя прослушивание его позже подтвердило.
Внизу своего диапазона TSR-HSQ работают уверенно. Посмотрите на график искажений – никакого резкого роста искажений при снижении частоты. Конечно, это не значит, что их нужно распускать чуть ли не в полную полосу, но свобода в настройке есть – даже если ФВЧ в поканалке настроить невысоко (скажем, 3-3,5 кГц при 12 дБ/октава), свистеть или звенеть не начнут.
В общем, хоть эти твитеры и стоят как весь двухполосный комплект, но, простите за тавтологию, они того стоят.
Работа Kingz Audio TSR-65COMP с заменой твитеров на TSR-HSQ
А вот, собственно, и то, почему было решено объединить тесты компонентной акустики и отдельных твитеров. Если есть ограничения по деньгам, но хочется хорошо, можно поставить комплект Kingz Audio TSR-65COMP, а потом поднакопить и сделать апгрейд, заменив твитеры на TSR-HSQ.
Разумеется, фильтры желательно тоже использовать те, что идут с новыми твитерами. В этом случае они очень хорошо состыкуются с мидбасовыми динамиками.
Ну а теперь от графиков – к живому прослушиванию и впечатлениям от звучания.
Особенности звучания
Звучание Kingz Audio TSR-65COMP с собственными твитерамиСначала включаю комплект Kingz Audio TSR-65COMP как есть, со своими твитерами. Последние сразу обращают на себя внимание – ВЧ хоть и спокойные по характеру, без звонкости или жёсткости, но их явно много. Регулировка уровня для твитеров не предусмотрена, так что разворачиваю их друг на друга. Это работает, звучание становится более сбалансированным.
Конечно, в таком варианте верха всё равно чуть избыточны, но тем, кто переходит на «классическое» аудио с эстрадных систем, такой тональный баланс покажется привычным. Важно, что в звуке при этом нет острой колючести, и слух, на удивление, довольно быстро адаптируется.
А вообще, акустика явно простит поканального подключения. Причём даже процессор не обязателен. Просто используйте на фронт не 2-канальный, а 4-канальный усилитель. Подключаете мидбасовые динамики через свои фильтры к одной паре каналов, твитеры – через свои фильтры ко второй паре, и получаете возможность регулировать уровень ВЧ относительно мидбасовых динамиков и выставлять тональный баланс как надо.
Звучание с твитерами TSR-HSQМеняю твитеры на TSR-HSQ. Фильтры ставлю те, что идут к ним в комплекте. С мидбасовыми динамиками стыкуются хорошо, верха не «отслаиваются». Но тонально акустика получается более сбалансированной, характер верхов естественнее – спокойнее, но при этом как-то прозрачнее что ли, больше деталей и нюансов. Есть ли толк в таком апгрейде? Да, однозначно есть, прирост получается значительный.
Басовые возможностиКак было видно на измерениях, мидбасовые динамики неплохо забираются вниз по частоте, но бас при этом не выпячивают, подают его аккуратно. Так что сабвуфер в системе не помешает. На треках с мощной ритмической основой бас получается мягким, как бы обволакивающим, без жёсткости. Пока пишу эти строчки, фоном играет Boris Brejcha – без раздутости и тяжеловесности, но хорошо так, основательно.
Что в итоге? Коротко по делу
Акустика хорошо зайдёт тем, кто устал от «эстрады» со звонкими верхами и отсутствием мидбаса и решил перейти на традиционные аудиосистемы. Динамики уверенно забираются вниз по частоте, но басят аккуратно, без «жира». Уровень верхов немного избыточен, но сами твитеры не звенят, слух адаптируется быстро.
В ходе теста выявлено несколько важных моментов. Первое – акустику желательно использовать в системах с усилителями, головного устройства будет маловато. Желательно с мощностью 80-120 Вт на канал, это полнее раскроет возможности динамиков.
Второе – твитеры лучше врезать в стойки с направлением друг на друга или в панель с направлением вверх, на отражение от стекла. Это для них оптимальный вариант, разворачивать их в салон не нужно.
Третье – по возможности предпочесть поканальное подключение акустики (процессор или частотные фильтры в усилителе не обязательны). Благо, кроссовер здесь выполнен раздельным, так что просто используете не 2-канальный, а 4-канальный усилитель: подключаете мидбасовые динамики к одной паре каналов, твитеры – ко второй. Результат получится намного интереснее.
Четвёртое – возможность апгрейда акустики заменой твитеров на Kingz Audio TSR-HSQ. С ними вы получаете более правильный тональный баланс, более естественное и детальное звучание на ВЧ. Если вы слушаете инструментальную музыку и музыку с красивым вокалом, то однозначно получите хороший прирост.
А вообще, весьма рекомендую присмотреться к твитерам TSR-HSQ повнимательнее. Очень предсказуемые в настройке, с ровной, комфортной, но при этом довольно детальной подачей верхов. При цене 5500 рублей за пару это очень достойный вариант не только в системы начального уровня, но и в системы посерьёзнее.
Доступная ценаУдобное раздельное исполнение кроссоверов
Добротное исполнение твитеров TSR-HSQ
Способности твитеров TSR-HSQ выше, чем ожидаешь за их цену
TSR-65COMP раскроют себя только в системах с усилителем
Не хватает регулировки твитеров в компонентных TSR-65COMP
Бас уверенный, но некоторые любят помассивнее и пожирнее
- Комментарии