Тест компонентных акустических систем Audison AK 6.5 C2
На лицо похожие, разные внутри
Эта акустика только-только появилась в продаже, и на сегодняшний день это самая доступная двухполоска под брендом Audison. Причём если внешне комплект чем-то похож на старый добрый Audison APK 165, то по своей сути он абсолютно другой. То есть вот абсолютно. Нетерпеливых как всегда прошу пролистывать к выводам, для остальных попробую всё «разжевать» в подробностях.
Рекомендованная цена комплекта на момент теста – 10880 рублей. Акустика 2-омная, хотя, как увидите дальше, при таких характеристиках иные производители назвали бы её 3-омной. Нормально, усилители слегка форсирует по мощности, но непосильной ношей для них не станет.
Первое изучение конструкции
Мидбасовые динамики имеют модельный индекс AP 6.5 C2. Внешне похожи на «базовые» AP 6.5 и AP 6.5 Ω2 – те же диффузоры, корзины и «многоволновые» верхние подвесы. Из-за последних, к слову, многие почему-то считают их «эстрадными» (экспертов по фотографиям у нас же много, ага). Так что на всякий случай ещё раз – это нормальные мидбасовые динамики.
Материал диффузоров – прессованная целлюлоза. Вместе с центральными колпачками конусы образуют фирменный профиль V-Cone. В Elettromedia им небезосновательно гордятся – при малой высоте конструктивная жёсткость высокая, на звуке это сказывается самым положительным образом.
Монтажная глубина динамиков – 58 мм, так что в штатные места – легко. Для такой установки защитные грили не нужны, но если надо – есть опциональные, их модельный индекс – Audison APG 6.5.
В общем, единственное внешнее отличие от «базовых» AP 6.5 и AP 6.5 Ω2 – это клеммы. У тех они двойные, а тут одинарные. А вот моторы совершенно другие. Речь именно о внутренней геометрии и параметрах. Хотя звуковая катушка – всё те же 25 мм (или 1 дюйм, если вам так привычнее).
Новые твитеры AP 1 C2 немного напоминают Hertz C 26 из серии Hertz Cento (кто не в курсе, бренды Hertz и Audison принадлежат одному концерну Elettromedia). Впрочем, сходство тут тоже только внешнее.
Аксессуаров, конечно, не так много как в двухполоске Audison APK 165P, но всё необходимое имеется – «держалки» для штатных мест, чашки и кольца.
Исполнение кроссоверов раздельное – ФНЧ и ФВЧ в своих корпусах. Очень маленьких и лёгких, крепить можно прямо к штатной проводке. Для этого даже ушки предусмотрены, а в комплект вложены нейлоновые хомуты.
Кроссоверы «асимметричные» – в мидбасовом звене первый порядок, а для твитера – второй. В пресс-релизе утверждается, что в реальной инсталляции полосы так сведутся с минимальными фазовыми искажениями. Разумеется, обобщать не нужно, актуально только для этих динамиков. Посмотрим, послушаем.
Измерение электромеханических параметров
А вот и первые наглядные различия с «базовыми» Audison AP 6.5 Ω2. Мидбасовые динамики имеют более мягкие подвесы, резонансная частота ниже, моторы сильнее, добротность тоже ниже. К чему это привело в реальности, скажу, когда дойду до прослушивания. Твитеры тоже не похожи ни на одни другие, выпущенные Elettromedia ранее.
Заявленные / фактические параметры Audison AP 6.5 C2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 66 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14,0 л / 13,2 л
- Qms (механическая добротность) – 5,60 / 4,92
- Qes (электрическая добротность) – 0,71 / 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,5 г / 11,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,8 Тл м / 4,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом / 2,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,0* дБ / 89,3 дБ
В целом измеренные параметры повторили заявленные, разве что мотор оказался чуть сильнее. На деле получилось даже лучше обещанного.
Чувствительность можно не сравнивать, Elettromedia традиционно указывает не опорное значение, а при каких-то своих условиях измерения. Но в любом случае опорная под 90 дБ для обычного мидбасового (заметьте, не «эстрадного») 6,5-дюймового динамика – это сильно выше среднего.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Audison AP 6.5 C2
Амплитудная характеристика во многом повторила АЧХ «базовых» двухомных AP 6.5 – тот же небольшой резонанс в подвесах в районе 500 Гц и лёгкий подъём на верхней границе рабочего диапазона. Без буйства, аккуратно и сдержанно.
И те же выводы – по графику акустической фазы. В общем, вполне нормальные динамики.
Искажения достаточно низкие, причём с понижением частоты динамик не выходит из-под контроля – искажения не превышают критичных уровней. Разумеется, это не значит, что динамики могут работать как сабвуферы, но по структуре бас обещает быть интересным. Что, собственно, потом подтвердилось прослушиванием.
Анализ работы твитеров Audison AP 1 C2
Тут даже не знаю к чему придраться. Ровно, «шёлково», с предсказуемым спадом на самом-самом верху.
Купола абсолютно не ломает. Что-то там малозаметное происходит ближе к резонансной частоте, но кто их туда собирается пускать?
График искажений наглядно показывает, что твитерам лучше всего даётся диапазон от 3,5-4 кГц и выше. Ниже этой отметки им неуютно.
Теперь самое время посмотреть, как сводит полосы штатный кроссовер.
Работа акустических систем с кроссовером
Условные частоты среза ФНЧ и ФВЧ разнесены сильно, из-за чего в зоне стыка полос на импедансной кривой получился большой горб. Можно сказать, что электрически полосы стыкуются где-то в районе 2 кГц.
Стоп. Смотрим описание кроссоверов, и там указано, что полосы стыкуются на 4 кГц. И это не ошибка, нормальные производители всегда делают кроссоверы с учётом конкретных динамиков. Твитеры действительно режутся высоко, а для ФНЧ первого порядка в мидбасовом звене всё и вовсе очень условно. Но акустически НЧ/СЧ динамик передаёт эстафету твитеру действительно где-то в районе 4 кГц:
Хотя, между нами говоря, АЧХ мидбасового динамика не требовала такой уж радикальной коррекции, и в некоторых случаях его можно было бы подключить совсем без фильтра.
Звучание СЧ и ВЧ с поправкой на штатные места
Подключение НЧ/СЧ динамиков напрямую, без фильтров, однозначно имеет право на существование. Но не всегда. При прослушивании двигал твитеры и мидбасовые динамики друг относительно друга и по-разному разворачивал их. Результаты получились следующими.
При большом развороте мидбасовых динамиков вариант без фильтров порой давал более ясное и открытое звучание на СЧ. Но когда динамики видны под относительно небольшим углом, звучание как-то упрощалось и теряло основательность, а с фильтрами становилось более комфортным, воспринималось естественнее. В общем, в реальной инсталляции нужно пробовать оба варианта – с фильтрами и без них. Не поленитесь, результат того стоит.
Теперь про твитеры. В целом ВЧ ясные, при направлении в лоб воспринимаются чуть акцентированно, хотя и цельно, от общей звуковой картинки не отрываются. В сравнении с более дорогими Audison APK 165P характер верхов немного суше, но есть один большой плюс – если те желательно ставить открыто и по возможности направлять в салон, то в новых AK 6.5 C2 можно поиграть с разворотом твитеров или вовсе упрятать их под штатные сетки. Пожалуй, под небольшим углом звучание получается даже более сбалансированным. В общем, совсем в лоб их не направляем.
Принципиальное отличие AP 6.5 C2 от «базовых» двухомных AP 6.5
Вот тут, на мой взгляд, самое важное. Хоть новые мидбасовые динамики AP 6.5 C2 внешне неотличимы от AP 6.5 Ω2 , бас у них совершенно другой – он глубже, более артикулированный. Причём эта разница заложена именно на инженерном уровне. Как и обещал, попробую объяснить.
Смотрите, «обычные» Audison AP 6.5 изначально заточены под качественный апгрейд штатного аудио, особенно их двухомные версии AP 6.5 Ω2. Чтобы обеспечить им достаточную чувствительность, подвижные системы максимально облегчены (Mms около 11 грамм). А чтобы штатные усилители не разбалтывали их (контроль у них обычно так себе), подвесы сделаны чуть жёстче обычного (Vas меньше 10 литров). Всё это потянуло за собой повышение резонансной частоты (в прошлый раз я намерил 78 Гц), и чтобы избежать субъективной нехватки баса, добротность динамика вывели на уровень 0,71 – компромисс между качеством и количеством.
В результате динамики в сабвуферные частоты не залезают, не заставляют двери ходить ходуном, и при этом их можно спокойно стыковать с большинством 10-дюймовых сабвуферов, включая те же Audison Prima. То есть, собирая полный комплект Prima, получаем сбалансированную и согласованную систему без глобальной доработки штатных мест (максимум – шумоизоляцию сделать), но намного выше уровнем любой штатки. Собственно, концепция Prima как она есть.
Новые Audison AK 6.5 C2 сделаны иначе, этот комплект хоть и ориентирован под штатные места, но явно имеет более широкое применение, нежели со штатным усилителем. Моторы сильнее, подвесы немного мягче. В результате динамики играют глубже и с лучшим контролем, бас прорабатывается рельефнее. И что особенно понравилось, в настройках головного устройства можно немного добавить баса, динамики при этом не начинают гудеть, бас не превращается в дряблое «буффф», а сохраняет тактильность – бас-бочка толкает в грудь, а на электронной музыке получается более весомый, осязаемый удар.
Коротко по делу
Вот что бывает, когда разработки ведутся не по принципу «а давайте слепим красивый диффузор с магнитом, круто назовём и продадим», а с грамотным инженерным подходом. В который раз убеждаюсь, что с появлением в Elettromedia программ Comsol Multiphysics и комплекса Klippel проектирование вышло на абсолютно новый уровень. Насколько знаю, методики изначально обкатывались на акустике Thesis второго поколения, а сейчас полученный опыт применяется и в массовых моделях.
С первого взгляда может показаться, что в серии Audison Prima стало акустики уже лишнего. На самом деле с появлением AK 6.5 C2 модельный ряд не просто усилился, но и выстроился логично. Смотрите, что и под какие требования получается заточенным.
Если хотите простой, но качественный апгрейд штатки – берите отдельные динамики «базовой» серии или один из комплектов на их основе, будет вам максимум результата без лишних хлопот. Если хотите посерьёзнее – берите комплект Audison APK 165P – тут для динамиков не грех и подиумы сделать, и твитеры вытащить из штатных мест, да и в целом с процессорным усилителем получится самое то.
А вот новый комплект Audison AK 6.5 C2 занимает промежуточное положение – он как в первом случае оптимизирован под установку в штатные места, но как во втором случае имеет больше возможностей для работы с нормальными усилителями.
И да, бесплатный совет. Попробуйте вариант подключения НЧ/СЧ динамиков к усилителю напрямую, без фильтров. В некоторых случаях (например, когда в штатных местах динамики сильней обычного отвёрнуты от слушателей) это может придать звучанию дополнительную ясность и открытость на средних частотах.
Малая установочная глубина динамиковУдобное раздельное исполнение кроссоверов
Твитеры допускают установку под штатные сетки
Полосы сведены с учётом типичных особенностей штатных мест
Высокая реальная чувствительность динамиков
Хорошая работа как со штатными, так и с отдельными усилителями
Низкие искажения у НЧ/СЧ динамиков
Серьёзных минусов не обнаружено
- Комментарии