Тест 8-дюймового сабвуферного динамика Kingz Audio TSR-8SQ
Ещё компактнее без потери баса
В этот раз в лабораторию попал очень интересный сабвуферный динамик. Бренд Kingz Audio хоть и известен по громким «эстрадным» компонентам, но эта модель несёт недвусмысленное SQ в названии, да ещё и имеет сертификацию Marine. По ходу дела выяснилось, что динамик действительно необычный и заслуживает внимания, так что решил сделать развёрнутый отчёт о его изучении. Кому нужно максимально компактно, но с басовым «мяском», советую присмотреться.
Первое знакомство, конструкция
8 дюймов в car audio можно назвать «переходным» калибром между сабвуферным и мидбасовым динамиками. И если некоторые сабы действительно напоминают мидбасовые, то в случае с TSR-8SQ всё честно – могучий такой крепыш.
Первое, что бросается в глаза – большой углепластиковый колпак, занявший всю площадь диффузора и не оставивший места привычному конусу. Подвес широкий, но посмотрите, как он крепится к фланцу – не ложится на него сверху, а крепится как бы по его внутреннему периметру. За счёт этого излучающая поверхность получается максимальной, насколько позволяет калибр. Посадочный диаметр при этом остался как у любого обычного 8-дюймового динамика – 18,5 см при внешнем диаметре 21,6 см.
Нижняя часть диффузора выполнена более традиционно – конус из плотной прессованной целлюлозы.
Динамик собран на крепкой литой алюминиевой корзине. Мотор – на ферритовом магните диаметром 15,6 см и высотой 2,5 см. Для увеличения механического хода использована выпуклая нижняя шайба. В итоге установочная глубина получилась 11,2 см.
Для динамика заявлена сертификация Marine, т. е. сабвуфер можно использовать не только в автомобильных системах, но и в водном транспорте, багги, квадриках, открытых внедорожниках, мотоциклах... Это нашло своё отражение в деталях. Например, клеммы имеют покрытие техническим золотом, а значит, не начнут окисляться во влажной среде. Места пайки залиты герметиком.
Подводящие тоже защищены от коррозии – они в гибкой изоляции.
Диаметр звуковой катушки – 2 дюйма, намотана медным проводом на алюминиевом каркасе. Самый, пожалуй, оптимальный размер для 8-дюймового динамика классической конструкции: он переваривает мощность, вполне достаточную для нормального применения саба (заявлено 250 Вт RMS и 500 Вт максимальная), но размеры мотора при этом остались вменяемых размеров.
Длина намотки – 30 мм. Высота магнитного зазора (фактически, это рабочая часть катушки) – 8 мм. Нехитрыми расчётами получаем запас линейного хода по 11 мм в каждую сторону. В описании указано 13 мм, но это если брать с падением силового фактора до 70% (когда катушка уже начинает выходить из зазора). В любом случае, более чем достаточно.
Катушка охлаждается через окна под центрирующей шайбой и большой осевой канал. Края канала закруглены для уменьшения струйных призвуков. Внутри видна сетка, защищающая мотор от попадания в него того, чего там быть не должно.
В общем, первое впечатление очень приятное – конструкция крепкая, всё сделано толково. Пора смотреть, как динамик работает.
Измерение параметров и анализ работы динамика
Вот ни разу ни мидбасовый динамик, а самый настоящий сабвуфер. Резонансная около 30 Гц, сильный мотор. Подвижка не самая лёгкая для своего калибра, но тяжкой ношей для моноблока точно не станет. К тому же опорная чувствительность довольно приличная, обычно у 8-дюймового калибра бывает меньше (если это действительно сабвуфер, а не мидбасовый динамик). Повторяемость параметров отличная – обещанным в описании параметрам верить можно.
Заявленные/фактические параметры Kingz Audio TSR-8SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 31 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л / 14 л
- Qms (механическая добротность) – 3,13 / 4,78
- Qes (электрическая добротность) – 0,31 / 0,31
- Qts (полная добротность) – 0,28 / 0,29
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 108 г / 106 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,8 Тл м / 20,9 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 3,2 Ом / 6,6 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ / 85,6 дБ
* - измерено при последовательном включении катушек
Чтобы полнее понять работу динамика, снимаю его характеристики не только на самом нижнем басе – выше по частоте порой ооочень много интересного у сабвуферов происходит.
Конкретно в TSR-8SQ ситуация следующая. В подвесах резонансных явлений не возникает, и это хорошо. А вот немногим выше 1 кГц о себе даёт знать лёгкий и жёсткий углепластиковый колпак. В общем-то, ничего критичного, такое есть у многих сабвуферов. Но раз уж изучать все особенности, отметить этот факт был обязан.
Собственные искажения в сабвуферном диапазоне (ниже 100 Гц) весьма умеренные. И обратите внимание, как ведёт себя динамик с понижением частоты. У большинства сабов ниже резонансной частоты теряется контроль, они начинают трепыхаться, искажения резко взлетают вверх. А тут усилитель продолжает крепко держать его. Кто не понял, объясню проще – этот 8-дюймовый малыш на глубоком басе работает ничуть не хуже более крупных собратьев.
Расплата, правда, наступает выше по частоте – в мидбасовой области и выше динамик чувствует себя не так уверенно. Но это разумный размен, потому что давать ему работать на этих частотах всё равно никто не собирается.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
У динамика очень сильный мотор и относительно жёсткие подвесы. А это значит, что его работа меньше зависит от воздушной подушки, подпирающей диффузор. Проще говоря, его можно ставить хоть в большой корпус, хоть зажимать в маленький – динамик будет чувствовать разницу не так сильно, как сабы с мягкими подвесами и менее мощными моторами.
Закрытый ящик. Хороший вариант для очень компактных стелсов. Конечно, совсем уж наглеть и зажимать его не нужно, упругая воздушная подушка внутри корпуса не даст динамику нормальный ход, запас громкости получится маленьким. А вот в 8-12 литрах будет самое то – компактно, но динамику при этом будет комфортно.
Фазоинверторный корпус. Звучание будет попроще, чем в ЗЯ, но это вариант для случаев, когда нужно получить максимум баса, а места под корпус ну совсем уж нет. Разумный минимум – 14-15 литров, потому что меньше – порт получится совсем длинным и неудобным. В остальном всё будет зависеть от настройки порта. 42-45 Гц – самая, пожалуй, универсальная настройка. «Качать негров» 8-дюймовым сабвуфером неразумно, а настраивать сильно выше – получится не саб, а колотушка.
Четвертьволновый резонатор. Да, этот динамик очень хорош для ЧВ. Во-первых, у него сильный мотор, который держит диффузор и не отпускает его болтаться – для ЧВ это особенно важно. Во-вторых, для 8-дюймового динамика размеры корпуса получаются относительно умеренными. При этом с глубиной баса будет всё в порядке, всё же это не мидбасовый, а полноценный сабвуферный динамик с низким резонансом.
Коротко по делу
Динамик для случаев, когда нужен полноценный бас, а места под корпус совсем нет. В отличие от многих 8-дюймовых коллег, это действительно сабвуфер, а не мидбас-переросток. Свои возможности показывает уже в 8-10 литрах – бас упругий, плотный, без тянущихся хвостов и размазни. И с приятным таким «мяском». Чувствительность нормальная – если сравнивать с большинством нынешних сабов в этом калибре, то даже выше среднего.
Можно сделать ФИ чуть покрупнее, баса при этом получится заметно больше. Правда, в ущерб разборчивости, поэтому если можно набрать литров 20 объёма, я бы лучше сделал ЗЯ на двух таких динамиках.
Однозначно к этому динамику стоит присмотреться любителям ЧВ. Такой компактности как с ЗЯ, конечно, не получится, но и гигантского корпуса 8-дюймовый калибр тоже не потребует. Зато потенциал этого оформления раскроется сполна.
И да, не забываем про «морское» исполнение, повышенной влажности динамик не боится. Kingz Audio TSR-8SQ можно использовать в катерах, квадриках, открытых внедорожниках и прочих «игрушках для больших мальчишек». И да, конечно же, в мотоциклах. Если учесть, что больших корпусов ему не нужно, получаются тоже интересные перспективы применения.
Несмотря на 8-дюймовый калибр, это полноценный сабвуфер
Способен работать в корпусах всего от 8 литров
Хороший вариант для любителей ЧВ
Сертификация Marine (имеет «морское» исполнение)
Для своей цены существенных не обнаружено
- Комментарии