Тест 1-канального усилителя Stetsom EX1200EQ
Мощность для любого применения
КОНСТРУКЦИЯ
Первое, что сразу обращает на себя внимание – это размеры. Для своей заявленной мощности усилитель очень компактный. Для понимания специально сделал вот такое фото. Бразильцы, как всегда, жгут.
И сразу же важное замечание. На самом деле моделей EX1200EQ производитель предлагает аж целых три версии. Каждая версия рассчитана на определённую нагрузку. У меня на тестировании оказалась версия "2 Ом". Это означает, что к усилителю можно подключать только 2-омную и 4-омную нагрузку (не 1 Ом и не 8 Ом).
А вообще, ещё есть версия "1 Ом" (по заявке может выдавать на нагрузку 1 и 2 Ом 1350 и 850 Вт, соответственно) и версия "4 Ом" (Stetsom обещает 1400 и 900 Вт на 4 и 8 Ом, соответственно).
Корпус выполнен в основном из листового металла. Из радиаторного профиля сделаны только боковые стенки. Как потом оказалось, этого вполне достаточно – КПД у усилителя очень высокий (навскидку, не меньше 95%), и в нагрев уходит совсем немного энергии.
Тем не менее, при таких мощностях без дополнительного охлаждения всё же не обойтись. Для этого в корпус встроен вентилятор. Работает не постоянно, а включается только по необходимости. Алгоритм его работы, на мой взгляд, выбран грамотно – он включается не когда всё уже нагрелось, а когда уровень сигнала превышает определённый порог. Иными словами, не дожидаясь перегрева, а как бы предупреждая его.
Терминалы для подключения питания не очень большие, но кабель 2 Ga примут без проблем, диаметр отверстий – 7 мм. Учитывая высокий КПД усилителя (а значит, гораздо меньшее токопотребление, чем у обычного D-класса), этого в большинстве случаев вполне достаточно, отрезки кабеля от дистрибьютора к усилителю всё равно обычно бывают не очень длинными.
Традиционно для "бразильцев" в усилителе предусмотрена целая туча защит – от перегрева, от короткого замыкания на выходе, от просадки питания и от превышения питания. Если срабатывает защита, то по количеству вспышек светодиода Protection можно определить, в чём именно проблема. Ну и индикатор клиппирования здесь как бы тоже не лишний.
Все регулировки уместились на одном из торцов вместе со входами и выходом. "Крутилки" можно настраивать не только как обычно, плоской отвёрткой, но и просто пальцами. Для удобства их можно даже немного выдвинуть.
Кнопка Over Clip пригодится, если усилителю предстоит молотить в предельных режимах. Она меняет режим работы индикатора клипа. Точнее, порог его срабатывания.
РАБОТА ФИЛЬТРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ
Набор регулировок у Stetsom EX1200EQ не совсем привычный. Коротко пройдусь по каждой из них.
Фильтр нижних частот
В максимальном положении "крутилки" усилитель будет работать как широкополосный – верхняя граница заявлена аж до 25 кГц. Вообще же ФНЧ можно настроить, начиная от 50 Гц. Для удобства на корпусе отмечены промежуточные значения – 70 и 160 Гц. Для проверки АЧХ снял во всех четырёх положениях. В принципе, совпадение хорошее, ориентироваться на маркировку можно.
АЧХ фильтра нижних частот при разных положениях регулятора
Фильтр верхних частот
Пределы регулировки ФВЧ – от 10 Гц до 700 Гц. Фактически, при работе на сабвуфер этот фильтр можно использовать как сабсоник. А если усилитель будет работать как широкополосный в "эстрадной" системе, то возможность подрезать сигнал снизу вплоть до 700 Гц – как раз самое то.
На корпусе отмечены два промежуточных значения регулятора – 40 и 80 Гц. Снял АЧХ и для этих положений тоже. Вот здесь на деле уже получился небольшой промах в меньшую сторону, так что при регулировке лучше немного доворачивать "крутилку" ФВЧ по часовой стрелке.
АЧХ фильтра верхних частот при разных положениях регулятора
Регуляторы Bass, Mid Bass и Mid High
Крайне непривычно видеть такие регуляторы на усилителе. В какой-то степени их можно рассматривать как 3-полосный эквалайзер. При использовании усилителя в качестве сабвуферного пригодиться может разве что только первый. А вот если Stetsom будет работать в широкую полосу, то понадобиться могут уже все три.
Заявлено, что регуляторы могут усилить или ослабить сигнал на 10 дБ, и их центральные частоты – 45 Гц, 270 Гц и 2 кГц. На деле каждая из полос достаточно широкая, диапазон регулирования получается даже больше заявленных плюс/минус 10 дБ.
АЧХ усилителя при максимальных и минимальных положениях регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High
- Синие АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Bass
- Оранжевые АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Mid Bass
- Зелёные АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Mid High
По описанию можно было бы предположить, что регулятор Bass больше похож на обычный Bass Boost в других усилителях. Но на деле он усиливает очень широкую область (к тому же с центром не на 45 Гц, а ниже), и его можно рассматривать, скорее, как дополнительный регулятор уровня.
Поскольку полосы регулирования очень широкие и пересекаются между собой, дополнительно снял АЧХ при выставлении в максимальное и минимальное положения одновременно всех регуляторов. В итоге можно получить общий прирост уровня сигнала почти на 18 дБ.
АЧХ усилителя при выставлении всех регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High в максимальное и минимальное положения
ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЙ
Раз уж усилитель может работать как широкополосный, решил посмотреть спектры гармонических и интермодуляционных искажений. В аудиофильство, понятное дело, усилитель не стремится, скорее он ближе к профессиональным сценическим усилителям, не склонным к нежностям.
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц
Немного смутил постоянно присутствующий "торчок" в районе 20 кГц. От беспристрастного измерительного комплекса он не скрылся, хотя на деле его уровень слишком низкий, чтобы быть хоть сколько-нибудь заметным в жизни. Так что волноваться нет причин. Вполне возможно, это просто какой-нибудь "остаток" субгармоники несущей частоты.
ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ
Стандартов измерения мощности усилителя много, но все они основаны на одном – на моменте начала клиппирования. Номинальная мощность – когда искажения переваливают через отметку 1% (стандарт CEA-2006), а максимальная – когда искажения становятся 10%.
Для этого всегда снимаю зависимость коэффициента нелинейных искажений от мощности. По графику наглядно видно, в какой момент начинается ограничение сигнала. Напряжение питания – 14,2 В. Просадка при максимальном токопотреблении – не больше 0,2 В.
Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёная) и 2 Ом (синяя)
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 816 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 1290 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 1004 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 1480 Вт
Нехило. Причём, лабораторный блок питания позволяет измерить мощность далеко не у всякого усилителя с мощностью выше 1 кВт – всё зависит от КПД усилителя. Здесь даже в предельных режимах усилитель работал вполне корректно, так что мой Audison Symbatt 100 с ним легко справился.
ВЫВОДЫ
Мощный усилитель практически для любого применения. Сабвуфер? Мощности и, самое главное, контроля хватает. "Эстрадные" стены или любые другие системы с большими массивами динамиков – тоже не вопрос.
А ещё важно, что усилитель работает с хорошим КПД. Например, для любителей замеров SPL это означает, что при одном и том же питании Stetsom не так сильно "просадит" напряжение, а значит, покажет лучшие результаты, чем обычные усилители D-класса.
Высокий КПД, низкие потери на нагрев корпуса
Для такой мощности нереально компактный
Толково выполненные защиты
Универсальные фильтры
Работает только с нагрузкой от 2 до 4 Ом
Товары
Все
3
Моноблок
3
- Комментарии
Загрузка комментариев...