Питание и Звук
Значение АКБ в Автозвуковой Системе
Итак, цель есть, как её добиться? Аккумуляторная батарея - это один из элементов, требующая отдельного разговора. Для чего нужен АКБ? Сейчас я скажу весьма удивительную информацию для многих...АКБ - буфер для стабилизации напряжения. В идеальной системе АКБ работает не постоянно, его задача стабилизировать нагрузку на генератор и в моменты кратковременного, но глубокого басса подстраховать генератор. Иными словами: АКБ в автозвуке- это тот же самый конденсатор , (вы про олдскулл SQ кондер оптиму слышали?))). Поймите одно, как и в случае с конденсатором, АКБ после полной разрядки требует полную ("полную"-это лишь рекомендация, правильный и полноценный заряд продлевает жизнь вашему АКБ) зарядку и если у вас генератор не выдаёт необходимую силу тока, то вы остаетесь без музыки, или с глубокими просадами по вольтажу, до тех пор, пока не зарядите АКБ. И тут пути SPL систем расходятся. Есть люди, считающие, что часа наваливания им достаточно, система выглядит так:
1. слабый штатный генератор
2. десяток нарад
3. Kicx QS 1.1000
В итоге 10 минут и пошли просады, и горят динамики, и кровоточат наши уши. Я считаю, это неправильно, да, если вспомнить вирусный видос про Волгу, которая на литии весь день валила... Но у нас не стены и машина не шоукар, зачем нам полтонны АКБ возить? Нам нужен жёсткий повседнев , значит , лучше половину денег с АКБ потратить в генератор и приблизить максимально потребляемую мощность усилителя к мощности , выдаваемой генератором при 2500 оборотов. Это так называемая гармония , было бы идеально, чтобы все к этому стремились. Ладно, ваше дело, поговорим про АКБ.
Итак рассмотрим 4 основных используемых типов АКБ:
1. Обычный кислотный аккумулятор. Бесполезная трата денег. Слишком маленькая отдача, слишком долгое восстановление. Зимой поведение ещё хуже, большие потери по вольтажу на морозе, достаточно "низкий" порог замерзания(для непредсказуемой погоды в России- актуально), 1 полный разряд и ныне существующая в магазинах кислота , скорее всего, перестанет исправно работать. При зарядке выделяется легковоспламеняемый газ(водород), наличие рядом электроники с большими мощностями и огромная вибрация- не способствуют безопасности. Высокая цена за брэнд, при низком качестве. Цифры на любом таком АКБ - просто цифры, к реальным значениям отношения не имеют.
2. Серно-кислотный АКБ по технологии АГМ. АГМ - это гениально, взяли кислоту, взяли стеклопластик, сделали губку, сбили пластины плотнее. И, как ни странно, но результат ошеломляющий. Высокая надёжность и долговечность(минимум 200 циклов ПОЛНОГО разряда), стабильный вольтаж при разряде, почти не испаряет вредных веществ в воздух, позволяется размещать АКБ в любом положении(кроме "клеммы вниз"), низкий процент саморазряда. АГМ достаточно хорошо зарекомендовали себя в автозвуке, но есть ещё разделение, о котором многие не подозревают.
Буферный АГМ : рассчитан на маленькую отдачу, но с постоянным вольтажом. Он не подходит для автозвука (к концу статьи будет много недовольных). Нарады - это буферные агм.
Стартерный АГМ: способен за секунды отдать весь свой заряд и лишь под конец "сплоховать" с вольтажом. Вот как раз они и подходят для автозвука, быстро отдали, быстро зарядились.
Чтобы отличить буферный от стартерного, достаточно посмотреть графики разряда, а так же максимальный выдаваемый ток. Или просто погуглить. Обычно, на сайтах бесперебойников, есть все известные АГМ и там пишут тип АКБ.
Минусы АГМ- большой вес. Достаточно весомые потери на холоде. Не любят большой вольтаж, на каждом АГМ есть указание, как заряжать при циклическом режиме. При долгом превышении вольтажа АГМ вздуется и придёт в негодность.
3. Гелевый АКБ, лучше АГМ, отдача гораздо выше, плюсы те же , что и у АГМ, принцип почти тот же, вместо "губки" сделали желе(гель) из электролита. Из минусов:
вес, цена, так же определённые правила при зарядке.
4. Литий. Пока совершенное АКБ, для автозвука. Огромная отдача в сравнении со всеми вышеописанными. Невероятное соотношение габариты/ёмкость. Минусы:
Цена, требуются дополнительные меры безопасности и (желательно) специальные термодатчики, эти АКБ сверх чувствительны к заряду и использованию, при нарушении правил эксплуатации возможен взрыв . Дополню , что официально литий в страну никто не возит, так что, что продают в группах не имею малейшего представления.
От себя, хотелось бы добавить (не реклама), что когда то, как и многие, очень боялся переход на АГМ. Переделка клемм, особенно в хороших, дорогих автомобилях, низкий показатель ампер*час при одной ценовой категории с обычной кислотой. Но, я немного физик и что-то понимаю в графиках разряда. Иными словами, я купил 6 B.B Battery BP40-12 остался доволен. По техническим причинам(не связанным с АКБ) езжу с 1 ББ с заявкой 40а*ч. Не вдаваясь в физику, теорию, заявки, скажу: машина по 3-4 дня стоит на морозе 20, запуск происходит без проблем. В Новый Год разрядил АКБ в 0 ( фары, фары...). Однако, после полного заряда, АКБ исправно продолжил служить.
Хочу заметить, чтобы продлить жизнь ЛЮБОГО АКБ требуется правильный и полный заряд, чем чаще, тем лучше. Автомобильная сеть обеспечить правильный заряд не в состоянии ( исключение импульсные генераторы с "умным" реле регулятором. Но сомневаюсь, что вы оставите работающую машину на ночь.). Рекомендуется проводить профилактику каждые 1-3 месяца.
Автор статьи: Юрий Пеньков
- Комментарии
Загрузка комментариев...