Тест 1-канального усилителя Stetsom EX1200EQ

В большинстве случаев 1-канальные усилители – это басовые моноблоки без вариантов. Однако в случае со Stetsom EX1200EQ всё намного интереснее. Этот усилитель может работать ещё и как широкополосный. С мощностью далеко за киловатт он легко потянет даже "стену", рассчитанную на озвучивание огромных пространств. Ну а про сабвуферное применение я уж не говорю – это само собой разумеющееся.


КОНСТРУКЦИЯ



Первое, что сразу обращает на себя внимание – это размеры. Для своей заявленной мощности усилитель очень компактный. Для понимания специально сделал вот такое фото. Бразильцы, как всегда, жгут. 

Stetsom EX1200EQ

И сразу же важное замечание. На самом деле моделей EX1200EQ производитель предлагает аж целых три версии. Каждая версия рассчитана на определённую нагрузку. У меня на тестировании оказалась версия "2 Ом". Это означает, что к усилителю можно подключать только 2-омную и 4-омную нагрузку (не 1 Ом и не 8 Ом). 

А вообще, ещё есть версия "1 Ом" (по заявке может выдавать на нагрузку 1 и 2 Ом 1350 и 850 Вт, соответственно) и версия "4 Ом" (Stetsom обещает 1400 и 900 Вт на 4 и 8 Ом, соответственно). 

Stetsom EX1200EQ

Корпус выполнен в основном из листового металла. Из радиаторного профиля сделаны только боковые стенки. Как потом оказалось, этого вполне достаточно – КПД у усилителя очень высокий (навскидку, не меньше 95%), и в нагрев уходит совсем немного энергии. 

Тем не менее, при таких мощностях без дополнительного охлаждения всё же не обойтись. Для этого в корпус встроен вентилятор. Работает не постоянно, а включается только по необходимости. Алгоритм его работы, на мой взгляд, выбран грамотно – он включается не когда всё уже нагрелось, а когда уровень сигнала превышает определённый порог. Иными словами, не дожидаясь перегрева, а как бы предупреждая его. 

Stetsom EX1200EQ

Терминалы для подключения питания не очень большие, но кабель 2 Ga примут без проблем, диаметр отверстий – 7 мм. Учитывая высокий КПД усилителя (а значит, гораздо меньшее токопотребление, чем у обычного D-класса), этого в большинстве случаев вполне достаточно, отрезки кабеля от дистрибьютора к усилителю всё равно обычно бывают не очень длинными. 

Традиционно для "бразильцев" в усилителе предусмотрена целая туча защит – от перегрева, от короткого замыкания на выходе, от просадки питания и от превышения питания. Если срабатывает защита, то по количеству вспышек светодиода Protection можно определить, в чём именно проблема. Ну и индикатор клиппирования здесь как бы тоже не лишний. 

Stetsom EX1200EQ

Все регулировки уместились на одном из торцов вместе со входами и выходом. "Крутилки" можно настраивать не только как обычно, плоской отвёрткой, но и просто пальцами. Для удобства их можно даже немного выдвинуть.

Stetsom EX1200EQ

Stetsom EX1200EQ

Кнопка Over Clip пригодится, если усилителю предстоит молотить в предельных режимах. Она меняет режим работы индикатора клипа. Точнее, порог его срабатывания. 

РАБОТА ФИЛЬТРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ



Набор регулировок у Stetsom EX1200EQ не совсем привычный. Коротко пройдусь по каждой из них. 

Stetsom EX1200EQ

Фильтр нижних частот

В максимальном положении "крутилки" усилитель будет работать как широкополосный – верхняя граница заявлена аж до 25 кГц. Вообще же ФНЧ можно настроить, начиная от 50 Гц. Для удобства на корпусе отмечены промежуточные значения – 70 и 160 Гц. Для проверки АЧХ снял во всех четырёх положениях. В принципе, совпадение хорошее, ориентироваться на маркировку можно. 

АЧХ фильтра нижних частот при разных положениях регулятора
АЧХ фильтра нижних частот при разных положениях регулятора

Фильтр верхних частот

Пределы регулировки ФВЧ – от 10 Гц до 700 Гц. Фактически, при работе на сабвуфер этот фильтр можно использовать как сабсоник. А если усилитель будет работать как широкополосный в "эстрадной" системе, то возможность подрезать сигнал снизу вплоть до 700 Гц – как раз самое то. 

На корпусе отмечены два промежуточных значения регулятора – 40 и 80 Гц. Снял АЧХ и для этих положений тоже. Вот здесь на деле уже получился небольшой промах в меньшую сторону, так что при регулировке лучше немного доворачивать "крутилку" ФВЧ по часовой стрелке. 
АЧХ фильтра верхних частот при разных положениях регулятора
АЧХ фильтра верхних частот при разных положениях регулятора

Регуляторы Bass, Mid Bass и Mid High

Крайне непривычно видеть такие регуляторы на усилителе. В какой-то степени их можно рассматривать как 3-полосный эквалайзер. При использовании усилителя в качестве сабвуферного пригодиться может разве что только первый. А вот если Stetsom будет работать в широкую полосу, то понадобиться могут уже все три. 

Заявлено, что регуляторы могут усилить или ослабить сигнал на 10 дБ, и их центральные частоты – 45 Гц, 270 Гц и 2 кГц. На деле каждая из полос достаточно широкая, диапазон регулирования получается даже больше заявленных плюс/минус 10 дБ. 
АЧХ усилителя при максимальных и минимальных положениях регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High
АЧХ усилителя при максимальных и минимальных положениях регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High

  • Синие АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Bass
  • Оранжевые АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Mid Bass
  • Зелёные АЧХ – при макс. и мин. положениях регулятора Mid High


По описанию можно было бы предположить, что регулятор Bass больше похож на обычный Bass Boost в других усилителях. Но на деле он усиливает очень широкую область (к тому же с центром не на 45 Гц, а ниже), и его можно рассматривать, скорее, как дополнительный регулятор уровня. 

Поскольку полосы регулирования очень широкие и пересекаются между собой, дополнительно снял АЧХ при выставлении в максимальное и минимальное положения одновременно всех регуляторов. В итоге можно получить общий прирост уровня сигнала почти на 18 дБ. 

АЧХ усилителя при выставлении всех регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High в максимальное и минимальное положения
АЧХ усилителя при выставлении всех регуляторов Bass, Mid Bass и Mid High в максимальное и минимальное положения

ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЙ



Раз уж усилитель может работать как широкополосный, решил посмотреть спектры гармонических и интермодуляционных искажений. В аудиофильство, понятное дело, усилитель не стремится, скорее он ближе к профессиональным сценическим усилителям, не склонным к нежностям.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц

Немного смутил постоянно присутствующий "торчок" в районе 20 кГц. От беспристрастного измерительного комплекса он не скрылся, хотя на деле его уровень слишком низкий, чтобы быть хоть сколько-нибудь заметным в жизни. Так что волноваться нет причин. Вполне возможно, это просто какой-нибудь "остаток" субгармоники несущей частоты. 

ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ



Стандартов измерения мощности усилителя много, но все они основаны на одном – на моменте начала клиппирования. Номинальная мощность – когда искажения переваливают через отметку 1% (стандарт CEA-2006), а максимальная – когда искажения становятся 10%. 

Для этого всегда снимаю зависимость коэффициента нелинейных искажений от мощности. По графику наглядно видно, в какой момент начинается ограничение сигнала. Напряжение питания – 14,2 В. Просадка при максимальном токопотреблении – не больше 0,2 В.

Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёная) и 2 Ом (синяя)
Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёная) и 2 Ом (синяя)

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 816 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 1290 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 1004 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 1480 Вт


Нехило. Причём, лабораторный блок питания позволяет измерить мощность далеко не у всякого усилителя с мощностью выше 1 кВт – всё зависит от КПД усилителя. Здесь даже в предельных режимах усилитель работал вполне корректно, так что мой Audison Symbatt 100 с ним легко справился. 

ВЫВОДЫ



Мощный усилитель практически для любого применения. Сабвуфер? Мощности и, самое главное, контроля хватает. "Эстрадные" стены или любые другие системы с большими массивами динамиков – тоже не вопрос. 

А ещё важно, что усилитель работает с хорошим КПД. Например, для любителей замеров SPL это означает, что при одном и том же питании Stetsom не так сильно "просадит" напряжение, а значит, покажет лучшие результаты, чем обычные усилители D-класса.

plus.pngВысокий КПД, низкие потери на нагрев корпуса
plus.pngДля такой мощности нереально компактный
plus.pngТолково выполненные защиты
plus.pngУниверсальные фильтры
minus.pngРаботает только с нагрузкой от 2 до 4 Ом
AlfaSystems GoPro GP261D21