Легендарные сабвуферы - Fi BTL

Легендарные сабвуферы - Fi BTL

В общем, пришла мне тут в голову идея познакомить вас с некоторыми моделями сабвуферных динамиков которые так или иначе оставили значимый след в индустрии Автозвука. «Легендарные» возможно слишком громко сказано и безусловно найдутся те кто оспорит мою точку зрения равно как и критерии оценки, тем не менее определённый интерес любой из этих динамиков представляет, особенно если вам не безразлична история так называемых громких повседневных автомобилей, демокаров и вообще все что так или иначе повлияло на текущее состояние Автозвука в том числе и в России.

И первый сабвуфер который откроет данную рубрику на мой взгляд должен быть Fi BTL от Американской компании Fi Car Audio. Компания Fi Car Audio базируется в Лас-Вегасе, штат Невада, США и гордится тем фактом что создаёт свои сабвуферы в режиме полного цикла (начиная с обработки настоящей Американской стали) полностью на своей базе. Это большая редкость - большинство исконно Американских производителей давно переместили производство в Китай и на территории США в лучшем случае производится сборка из готовых компонентов. Fi начинают производство прямо с обработки стальных заготовок, проточки, сборки и зарядки магнитных систем. Так же компания занимается разработкой продукции как под своими брендами (ей так же принадлежит бренд Ascendant Audio) так и для других компаний (например бренды SSA и Crossfire предлагают продукцию разработанную и произведённую Fi).

Легендарные сабвуферы - Fi BTL

На данный момент компания Fi выпускает уже 4ое поколение динамиков BTL и они делятся на ферритивые и неодимовые, но нас интересует в первую очередь второе поколение которое ввело в обиход имя собственно - UFO или УФО(именно эта транскрипция прижилась в Российском Автозвука а не НЛО) от Анголязычного - Неопознанный летающий объект - по схожести магнитной системы динамка с летающей тарелкой инопланетян. Дело в том что первое поколение использовало достаточно стандартный подход к конструкции использую достаточно массивные магнитные кольца диаметром 220мм (два в базовой версии динамика, и три при выборе длинноходной катушки). Даже сейчас, 15 лет спустя соотношение колец диаметром 220мм к 3х дюймовой катушке считается оптимальным и является отличительным признаком серьезного сабвуфера. В середине 2000х такой сабвуфер считался монстром исключительно для фанатов SPL. Теперь представьте каков был визуальный шок для всех когда появилось второе поколение BTL с одним магнитным кольцом диаметром 285мм!!! Не вдаваясь сильно в нюансы и слишком уж сложные для подобного рода материала технические детали - чем больше диаметр магнитного кольца, тем больший заряд оно держит и тем выше теоретическая индукция в зазоре что позволяет сделать более мощный и эффективный динамик. Добавление же дополнительных колец в высоту/глубину по сравнению практически никак не сказывается на индукции и скорее маркетинговый фактор или конструктивный элемент необходимый для увеличения механического хода динамика. Опять для сравнения, большинство сверхмощных современных сабвуферов которые используют катушку диаметром 4 дюйма используют магнитные кольца 280мм, и соотвественно Fi BTL с катушкой 3 дюйма которая гораздо легче получился невероятно эффективным динамиком с рекордно высокой опорной чувствительностью (свыше 90дб 1в/1м для 12) которая даже сейчас достижима разве что на специфичных динамиках использующих неодимовые магниты. Отличительной особенностью всех динамиков Fi всегда была возможность заказать самые различные опции которые кардинально влияли на характер динамка, BTL UFO не был исключением - помимо стандартных опций вроде дополнительного охлаждения и стандартной катушки или катушки с увеличенным ходом (16 и 28мм в одну сторону соответственно) на этом динамики можно было выбрать так называемый SPL зазор магнитной системы который делал сабвуфер абсолютно непригодным для прослушивания музыки (небольшие боковые смещения катушки неизбежные при прослушивании музыки моментально бы сточили намотку) но при этом делал его практически уникальным оружием при использовании на замер в SPL соревнованиях.

Сабвуфер Fi Car Audio BTLСабвуфер Fi Car Audio BTL

Тут надо ещё заметить что сама компания Fi не рекомендовала на тот момент динамики BTL для повседневного использования с точки зрения прослушивания музыки. Я лично выбирал себе сабвуфер в период 2007-2008 года и увидев 18ки Fi BTL в инсталляциях у Стива Мида и на тех видео которые он выкладывал на YouTube я естественно был настроен купить именно BTL. Но в ходе обсуждений моих планов по системе, усилитель у меня планировался Rockford Fosgate T-2000.1BD и я позиционировал систему как музыкальную - мне настоятельно рекомендовали выбрать сабвуфер линейки BL. И вот здесь как раз мы и приходим к моменту в Автозвуке когда повседневные системы в штатах и в скором времени в России начали строится используя компоненты и технические решения характерные для соревновательного SPL. То есть фактически именно Fi BTL (в комплектации daily + hi xmax coil + cooling) был бы оптимальным вариантом для того уже в скором времени будет во приниматься как повседневно/музыкальная система.

Так же стоит отметить что Fi BTL 1го поколения в последствии был ещё раз выпущен как Ascendant Audio Mayhem. Динамик же AA Mayhem в свою очередь стал прообразом ряда успешных и популярных динамиков от других компаний.

Напишите в комментариях понравилась вам данная статья или нет, хотите вы проложения про динамики компании Fi и другие значимые сабвуферы.



AlfaSystems GoPro GP261D21