Тест "эстрадных" динамиков Sundown Audio SXMP-6.5 и SXMP-8
И снова про громкость и панч
КОНСТРУКЦИЯ
На тестировании сразу два динамика Sundown Audio серии SXMP – диаметром 6,5 и 8 дюймов. Они заметно выделяются на фоне большинства "эстрады", как минимум, более серьёзным исполнением – литые корзины, огромные магниты и неожиданно приличный вес.

Оба имеют крупные моторы со схожими внешними размерами. Диаметры магнитов – внушительные 135 мм. Осевого отверстия не предусмотрено, так что оставлять позади них пространство при установке совсем не обязательно. Это тоже можно зачесть в дополнительные плюсы.

Sundown Audio SXMP-8
8-дюймовая модель имеет обычные посадочные размеры, а вот диаметр посадочного отверстия у 6,5-дюймового динамика немного больше стандартных. Проблем при установке это не создаст, просто нужно учесть при изготовлении колец.

Sundown Audio SXMP-6.5
Диффузоры у обоих динамиков выполнены из целлюлозной массы средней плотности, хотя и имеют немного разную фактуру лицевой части.
Верхние подвесы двухволновые, такие допускают немного больший линейный ход, чем у обычных "эстрадных" динамиков. Хотя, надо понимать, что речь именно о механическом ходе. Реальный ход определяется ещё и пропорциями звуковой катушки.

Оба динамика – и SXMP-6,5, и SXMP-8 – имеют достаточно крупные центрирующие шайбы. Подводящие проводники сделаны "косичками", каждая из которых пришита к ним в нескольких местах.

Sundown Audio SXMP-8
Обращу внимание на важную деталь – толщину шайб магнитопроводов. Она здесь аж 8 мм. Это намного толще, чем у большинства "эстрадных" динамиков. Если коротко, то толстая шайба – это высокий магнитный зазор. А значит, рабочая длина звуковой катушки тоже оказывается больше. Такой мотор обеспечивает лучшую линейность хода, динамик лучше контролируется усилителем.

Sundown Audio SXMP-6.5
Минус у такой конструкции только один – магнитный поток "размазывается" по большей площади магнитного зазора, а это значит, что приходится применять более сильные и дорогие магниты. Собственно, что мы и видим в обоих динамиках.
ИЗМЕРЕНИЯ
Оба динамика имеют действительно сильные моторы – у них высокий BL, низкая электрическая (и, соответственно, полная) добротность, высокая чувствительность.
Судя по характерам импедансных кривых, в моторах дополнительно применены короткозамкнутые витки – они же кольца Фарадея. Их задача – снизить противоЭДС звуковой катушки (когда катушка, двигаясь в магнитном зазоре, сама начинает вырабатывать ток "в обратку" усилителю). Это снижает переходные и интермодуляционные искажения. Проще говоря, звучание на высокой громкости становится чище.

Зависимость импеданса от частоты Sundown Audio SXMP-6.5
Измеренные параметры Sundown Audio SXMP-6.5:
- Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4,1 л
- Qms (механическая добротность) – 4,53
- Qes (электрическая добротность) – 0,41
- Qts (полная добротность) – 0,38
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,4 дБ

Зависимость импеданса от частоты Sundown Audio SXMP-8
Измеренные параметры Sundown Audio SXMP-8:
- Fs (собственная резонансная частота) – 86 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,5 л
- Qms (механическая добротность) – 5,49
- Qes (электрическая добротность) – 0,49
- Qts (полная добротность) – 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,6 дБ
Обратите внимание, резонансные частоты довольно низкие для "эстрадных" динамиков, но вот удастся ли получить от них панч с таким набором остальных параметров – ещё вопрос. Придётся подумать над оформлением.
Если просто поставить динамики в двери (или просто большие корпуса), то с такими добротностями спад начинается слишком высоко по частоте. Динамики будут играть, фактически, как среднечастотники и лишь слегка обозначать панч.

Измеренная АЧХ Sundown Audio SXMP-6.5 при установке в объём 35 литров

Измеренная АЧХ Sundown Audio SXMP-8 при установке в объём 35 литров
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
С такими параметрами динамики реально могут играть ниже. И заставить их это сделать можно только с помощью фазоинвертора. Например, посмотрите, какая получится разница, если 6,5-дюймовый SXMP-6.5 поставить в 3-литровый ЗЯ и в те же 3 литра, но с портом на 110 Гц:

Расчётная АЧХ при установке Sundown Audio SXMP-6.5 в разные акустические оформления
- Синяя – ЗЯ объёмом 3 литра
- Красная – ФИ 3 литра / 110 Гц (диаметр 4 см, длина 7 см)
Специально для тех, кто ещё не просёк фишку. Всего три литра (!!!) и фазик – и динамик сможет не просто что-то обозначать, а эффективно работать уже со 120 Гц! Кто бы что ни говорил, а большинство 6,5-дюймовой "эстрады" начинают более-менее эффективно работать в лучшем случае только с 250-300 Гц. На их фоне SXMP-6.5 выглядит очень даже привлекательно.
А вот 8-дюймовые Sundown Audio SXMP-8 с помощью фазоинвертора можно заставить давать уже более серьёзный панч и ещё плотнее подбираться к сабвуферу по частоте. Но тут всё зависит от того, какой объём вы готовы отвести под каждый динамик. Самые интересные варианты получаются в корпусах 15-20 литров.
Можно попробовать использовать под это двери (объём среднестатистической двери как раз 30-35 литров – самое то под пару динамиков), но для этого нужно очень постараться и превратить "жестянку" в крепкий корпус. Это сложно. Но зато вы только посмотрите, какой может получиться эффект.

Расчётная АЧХ при установке Sundown Audio SXMP-8 в разные акустические оформления
- Синяя – ЗЯ объёмом 10 литров
- Фиолетовая – ФИ 10 литров / 90 Гц (диаметр 6 см, длина 5 см)
- Красная – ФИ 15 литров / 90 Гц (диаметр 8 см, длина 8 см)
- Зелёная – ФИ 20 литров / 90 Гц (диаметр 10 см, длина 5 см)
ВЫВОДЫ
Динамики оказались очень непростыми, со скрытыми возможностями. Если ставить их как обычно, в двери, то они будут работать как хорошие среднечастотники – громко и чисто, без характерной рези на верхней середине и с плавным спадом в нижней части своего диапазона.
Но если подойти к проектированию системы нестандартно, то можно заставить их играть гораздо ниже и давать приличный панч. Тут физика простая – если нужна отдача на нижних частотах, то "толкать" воздух можно только двумя способами. Либо повышением хода диффузора (и неизбежным снижением чувствительности), либо с помощью фазоинверторного оформления. Без вариантов. В Sundown Audio поступили разумно и пошли по второму пути. Как и все, кто производит сценическую акустику.
Одним словом, акустика серии SXMP для тех, кто хочет получить громкую систему с полноценным мидбасовым диапазоном и готов для этого выйти за рамки стандартной "дверной" инсталляции.





Товары
Все
2
Мидбасы
2
- Комментарии
Загрузка комментариев...